Вопрос читателя:
Уважаемая редакция, у меня была ситуация, когда я случайно разбила в магазине товар. Менеджеры и охрана начали настойчиво предлагать мне заплатить деньги. Я понимаю, что виновата, хотя могли бы свои вина и получше расставлять. Пришлось заплатить, а что можно было сделать?
Ответ юриста:
Разумеется, в магазине будут напирать на ваше чувство вины и предлагать товар оплатить, просто для того, чтобы провести его как обычную покупку. Закон же говорит иначе. Не станем копировать в ответ текст ГК (при желании посмотрите ст. 493, 459 ГК и ст .7.17 КоАП РФ) и отметим, что до момента выдачи вам чека, купля-продажа фактически не произведена. Пока вы не купили товар, он еще принадлежит магазину? и только магазин несет риск случайной гибели своего имущества.
Это конечно не значит, что можно пойти громить полки ближайшего супермаркета, но, чтобы законно взыскать с вас деньги за порчу, магазину надо доказать, что вы сделали это умышленно.
Если в маркете особо настойчивые охранники и администратор, то требуйте заполнения акта о порче товара в двух экземплярах. В этом акте указывайте, что разбили непреднамеренно, а также, при наличии, все свои замечания: скользкий пол, неудобные проходы, товар был расставлен так, что его легко уронить, забирая с полки соседний.
От уплаты денег не отказывайтесь, при условии, что это будет сделано в законном судебном порядке. Впрочем, уже после требования заполнить акт в 50% случаев вас отпустят.
Дмитрий Олегович (юрист редакции) 8-912-757-81-92