В современном обществе средства массовой информации занимают исключительно важное место. Люди постоянно получают какую-либо информацию из интернета, радио, телевидения. Причем любая новость влияет на человека, на его мысли, размышления. Почему же СМИ по-другому называют четвертой властью? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит порассуждать над значением термина «четвертая власть». Я думаю, что к четвертой власти относятся не только средства массовой информации, но и сами журналисты, потому что от их публикаций и репортажей зависит общественное мнение.
Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Информация со страниц журналов, газет или экранов телевизора передается потребителям напрямую. И от того, как подается эта информация, зависит мнение людей. Именно от услышанного в новостях или прочитанного в газете у людей создается мнение о политике, ситуации в стране. Поэтому журналистам очень важно правильно расставить акценты и политические приоритеты. Ведь, по словам политиков, информационная война более страшная, чем настоящая, поскольку агитация и пропаганда могут легко разрушить дружественные отношения и перевести в откровенно враждебные.
В качестве аргумента по поводу того, что СМИ действительно являются четвертой властью, можно сказать, что в демократических странах средства массовой информации выполняют очень важную функцию - создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение свободы слова. Люди имеют право знать все, что происходит в стране и мире в целом, могут выражать свою точку зрения и участвовать таким образом в политических решениях. При демократическом режиме средства массовой информации помогают людям заявить о своих проблемах и правах государству.
Также в наше время, в эпоху становления информационного общества, ведущую позицию в системе управления обществом занимает «власть информации». И эта власть проникает во все сферы жизни, потому что именно она определяет наше мировоззрение, отражает весь спектр человеческих взаимоотношений. Человек, может быть, отрицательно относился к событиям в своей стране, осуждал ее и государство, но при этом не зная ничего, однако, прочитав газету, посмотрев новости по телевизору, осознал, что зря наговаривал и критиковал. СМИ повествуют нам информацию, а мы ее потребляем. Власть информации оказывает на нас не менее сильное давление, чем экономическая или политическая.
Таким образом, я ответила на вопрос, почему СМИ называют четвертой властью. Не обладая какими-либо властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, средства массовой информации весьма действенно и серьезно воздействуют на общество.
Виктория Ермакова