Сегодня, 14 ноября в Госсовете Удмуртии состоялись публичные слушания бюджета Удмуртии на 2018 год. К сожалению, в Удмуртии сложилась порочная практика, которая заключается в том, что на публичных слушаниях по бюджету выступать нельзя (можно ли вообще называть эту процедуру пуббличными слушаниями), а предложения, направленные в пиьсменной форме, по опыту последних лет, не находят отражения в итоговом принимаемом документе, поэтому проект выступления с конкретными предложениями, подготовленные экономистом федерального уровня Владимиром Миловым, мы выкладываем в виде статьи.
В целом.
Проект бюджета предполагается свести с профицитом в 1,2 млрд рублей против дефицита последних лет (в 2017 был дефицит в 4,2 млрд рублей). Но не за счет роста доходов: прогнозируется уменьшение собственных налоговых и неналоговых доходов на 3,3% к уровню, заложенному в бюджете 2017 года, по налогу на прибыль организаций прогнозируется уменьшение поступлений на 18,6% к 2017 году. Это отражает депрессивную экономическую ситуацию в Республике и в целом по стране. Федеральные дотации, как ожидается, останутся примерно на том же уровне — 10 млрд.
Достижение профицита, таким образом, предполагается за счет резкого сокращения расходов, в том числе на экономически и социально значимые программы, что может негативно сказаться на экономике и населении региона. Предполагается также существенно увеличить налоговую нагрузку, прежде всего на малый бизнес, что нанесет серьезный удар по экономическому положению региона.
При этом ряд расходных статей бюджета (содержание чиновничества, государственных СМИ, высокие расходы на обслуживание раздутого госдолга) вызывают большие сомнения в их целесообразности, а усилия республиканских властей по мобилизации доходов от использования государственного имущества — не только недостаточны, но и смехотворны.
Государственное имущество не приносит должных доходов бюджетам.
Одна из ключевых претензий ко всем бюджетам Удмуртии последних лет — крайне низкий уровень доходов от использования государственного имущества. В проекте бюджета-2018 доходы от использования государственного имущества заложены в объеме всего 23 млн. рублей (0,05% от общего объема собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета, составляющих 49,5 млрд. рублей). При этом плановые поступления от использования государственного имущества еще и сокращаются на 23,6% (в бюджете-2017 поступлений от госимущества заложено 30 млн. рублей).
Республиканская власть вообще не в состоянии мобилизовать доходы от использования имущества Республики? Или все раздается своим?
Наиболее смехотворные «поступления» - доходы в виде прибыли от долей Республики в капиталах коммерческих предприятий. В 2017 и 2018 годах поступления по этой статье заложены в одной и той же смехотворной сумме — 2 миллиона рублей (0,004% - четыре тысячных! - процента от собственных доходов республиканского бюджета). То есть госпредприятия вообще, получается, освобождены от перечисления прибыли в бюджет?
Самое смешное при этом, что расходная часть бюджета предполагает потратить в 2018 году 59,3 млн. рублей на государственную программу Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом» - то есть расходы на управление госимуществом в 2,6 раза перекроют доходы от использования этого имущества. Ничего себе «эффективность»!
Существенный рост налоговой нагрузки на малый бизнес.
Проект бюджета предполагает рост поступлений:
Это совершенно нереалистично с учетом текущей депрессивной экономической обстановки в Республике и в целом по России, и нанесет непоправимый удар по малым предпринимателям региона, еще сильнее усугубляя кризисные явления в экономике Республики. Такие задания по увеличению сборов налогов, преимущественно ложащихся на плечи малых предпринимателей (УСН, налог на имущество юрлиц) абсолютно не соответствуют экономической реальности.
Сокращение расходов по экономически и социально значимым статьям.
Проект бюджета-2018 предполагает, в частности, сокращение расходов на:
Сокращение расходов по таким приоритетным с точки интересов населения и развития Республики статьям как медицина, развитие дорог, поддержка сельского хозяйства — неприемлемо. Резервы для экономии нужно искать в других статьях.
Резервы для сокращения расходов.
Несмотря на некоторое сокращение расходов по статьям «Общегосударственные вопросы» и «Средства массовой информации», здесь все равно остаются большие резервы для экономии:
Тут есть очевидные резервы для экономии.
Высокие расходы на обслуживание госдолга Республики
Госдолг Удмуртии в последние годы сильно вырос — по состоянию на 1 января 2016 года он составлял 41,9 млрд. рублей, на 1 октября 2017 года — 51,4 млрд. рублей, увеличившись за год и девять месяцев почти на 10 млрд. рублей, или на 23%.
Долговая нагрузка означает высокие расходы на обслуживание республиканского госдолга: в бюджете-2018 они заложены на уровне 2,1 млрд. рублей, однако в 2019 предполагается потратить уже 3 млрд., или почти 6% от расходной части бюджета (в 2018-м — 3,6%). Высокое бремя госдолга необходимо сокращать. Резервы для этого — повышение эффективности использования республиканского имущества, сокращение расходов на чиновников и господдержку СМИ, отказ от политики усиления фискального прессинга на малых предпринимателей (что поможет поддержать экономическую активность и расширить налоговую базу).