Хорошо все-таки живется чиновникам Минсельхоза УР, даже завидно становится. Сколько было связанных с ними громких скандалов, а они, как колхозные гуси, выходят сухими из воды. Несмотря на обилие дел, ни одной «посадки»: их либо по-тихому отправляют на заслуженный отдых, либо вовсе оставляют работать дальше, мягко пожурив.
Умеют жить чиновники Минсельхоза УР! Чего не скажешь о предпринимателях, на беду свою, имеющих какое-либо отношение к этому славному уголовными делами министерству. Когда их откровенно вынуждают скинуться на асфальтирование парковки у здания Минсельхоза, они идут в правоохранительные органы. Те фиксируют передачу денег сотруднику министерства, заводится уголовное дело, но через какое-то время следует отписка: мол, проверка показала, что никаких нарушений нет. Хотя из материалов этой самой отписки, как минимум, следует, что чиновники Минсельхоза УР прямо нарушают антикоррупционное законодательство.
Скиньтесь на парковку
Суть дела хорошо известна, поэтому будем кратки. Осенью 2016 года чиновники Минсельхоза УР вдруг решили, что состояние парковки перед зданием не соответствует высокому статусу министерства. И «в целях повышения уровня имиджа» МСХ и П УР решили ее отремонтировать. А поскольку фондов для этого мероприятия, жизненно необходимого для всего сельского хозяйства региона, не нашлось, чиновники решили парковку асфальтировать как бы в кредит, пообещав подрядчику, что расплатятся с ним потом некие фирмы.
Подрядчик, старый партнер чиновников Минсельхоза УР, согласился. Ему, по большому счету, все равно, кто заплатит. А сотрудники министерства пошли с шапкой, но не к коллегам, а к предпринимателям, которые, по их мнению, и должны обеспечить «повышение уровня имиджа» министерства.
Одни немедленно согласились снести долю. А как не согласиться, если твой доход напрямую зависит от этих чиновников. Захотят, устроят твоему бизнесу такие проблемы, что еще должен останешься. Не было у них другого варианта. Другие же начали интересоваться: с какой стати они должны скидываться на парковку, если ей даже не пользуются? У них возникло впечатление, что требование скинуться – это своеобразная форма взятки. Где гарантия, что замминистра У. не положит эти деньги себе в карман?
Герои современности
Понимая, что чиновники устроят им «веселую» жизнь, предприниматели все-таки согласились передать деньги. Осуществлявший всю эту операцию замминистра У. заявил им, что наличных денег не примет, поскольку боится, что они будут «мечеными». И это один из самых интересных нюансов дела. Чиновник отлично понимает, как могут быть квалифицированы его действия по закону, боится, и подставляет начальника гаража Минсеольхоза УР И., которому поручает забрать деньги у предпринимателей. Того берут с поличным при передаче.
Сумма была небольшой, 48000 рублей (при объявленной смете на ремонт парковки в 300000 руб.) Однако и ее хватило, чтобы возбудить уголовное дело, в котором было все: и обвинительные показания свидетелей, и зафиксированный момент передачи денег, и взятие с поличным.
Но чиновников Минсельхоза УР этим, как выяснилось, не возьмешь. На следствии они дружненько заявили, что указанные суммы – это добровольная «спонсорская помощь» предпринимателей Минсельхозу УР. А замминистра У. – честный и бескорыстный человек, который даже взял в Сбербанке кредит, чтобы из личных средств погасить остаток долга исполнителю в размере 36000 руб. Правда, взял он почему-то 80000 кредита.
Кто-нибудь когда-нибудь видел чиновника, ремонтирующего парковку перед учреждением за собственный счет? Удмуртия и конкретно ее Минсельхоз могут стать в этом деле первопроходцами. Инициатива замминистра У., готового лишать семью денег ради удобства посетителей министерства, достоин государственной награды и эфира на 1 канале. Вот он, герой современности!
Требовать можно!
Еще забавнее на фоне замминистра У. выглядит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении чиновников Минсельхоза УР. Следствие устанавливает и наличие требований чиновников к предпринимателям, и факт передачи денег наличными, но начисто отвергает факт личной заинтересованности замминистра У. То есть, по мнению следствия, требовать деньги на оборудование парковки министерства и получать их чиновникам можно, если они не кладут их себе в карман. Пользуясь этим Постановлением как руководством, Минсельхоз УР может за счет предпринимателей обзаводиться элитными автомобилями, дорогой мебелью, регулярно делать ремонты. Пожалуйста, если «личной заинтересованности» нет.
Аналогичным образом могут поступать и другие министерства и ведомства, достаточно лишь представить факт передачи наличности как «оказание спонсорской помощи». Если замминистра У., по мнению следствия «действовал в целях улучшения качества подъездных путей, как к МСХиП УР, так и к иным организациям, которые расположены вблизи с этим земельным участком, в целях чего добровольно организовал ремонт дороги», то что мешает и другим действовать точно так же?
Тем более что, как утверждает следствие, и вымогательства-то никакого и не было. Почему? А потому, что в действиях замминистра У. «не установлено наличие угрозы применения любого насилия в отношении кого – либо». Вот если бы У. требовал у предпринимателей деньги с пистолетом в руках или хотя бы обещал зарезать в подворотне – тогда, да, это вымогательство. А если просто так требовал, без угроз и оружия – ничего страшного, пусть требует дальше.
Таким образом, выходит, зря суетились представители правоохранительных органов, организовывавшие операцию и бравшие с поличным начальника гаража Минсельхоза УР. Это был мартышкин труд. И пусть еще спасибо скажут, что старший следователь отдела СЧ СУ МВД по УР капитан юстиции Холмогоров, не усмотрел в их действиях преступления. А мог, честнейших людей задержанием обидели: один всего лишь деньги получал, а другой ремонтировал парковку за счет предпринимателей и даже собственные деньги готов был вложить. Таких не арестовывать, а поощрять надо.
Фото: politros.com