Сократить чиновничий аппарат на 15 процентов – это громкое заявление новый Глава УР Александр Соловьёв сделал сразу по вступлении в должность. Похоже, что сказано это было «для галочки».
Хотя реальные шаги для реализации всё же сделаны были – так, вышел Указ Главы УР № 397 от 23 октября 2014 года под названием «Об оптимизации численности государственных гражданских служащих Удмуртской Республики». Как сказано в документе, он вступил в силу в момент подписания.
В Указе, в частности, сказано, что сокращению подлежит численность служащих исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, то есть лишь тех министерств и ведомств, которые являются республиканскими. Сокращать аппараты территориальных органов федеральных структур (как то: МВД, Роспотребнадзор, УФМС и т.д.) не входит в компетенцию нового руководителя республики, поскольку их финансирует федеральный бюджет. Между тем, по данным Росстата, на территории республики «федеральных» чиновников значительно больше, чем «региональных» – 4017 против 1703 человек соответственно. Эксперты подсчитали, что под сокращение должны были попасть примерно 255 человек госслужащих (не считая «рекомендаций» сократить в той же пропорции число оплачиваемых из регионального бюджета должностей в парламенте УР, ЦИК УР, Госконтроле и в аппаратах омбудсменов – уполномоченных по правам человека и правам предпринимателей в УР).
Более того, Указ прямо предписывал в двухнедельный срок руководителям исполнительных органов власти пройти собеседование с проектом приказа в руках – кого они намерены «снять с довольствия». И, главное, сокращение должно было произойти еще до наступления нового года.
Состоялись ли такие собеседования, общественности уже не сообщали. Как не стали достоянием публики и сведения о реальных итогах «оптимизации». Во всяком случае, в публичном пространстве не появилось ни одной «говорящей головы», которая бы комментировала результат, полученный от Указа на выходе.
Зато есть некие усечённые данные, по которым можно судить об общей тенденции этой и подобных ей «оптимизации».
Мы по собственной инициативе взяли и сравнили два телефонных справочника – тот, что действовал при бывшем президенте УР А.А. Волкове, и нынешний, размещенный на сайте Главы УР по адресу http://udmurt.ru/region/spravka/telephon_new/1.php
Напомним, что в указе № 397 прямо сказано, что структуры Администрации Главы и правительства УР также подлежат оптимизации. Значит, можно предположить, что в свежем справочнике мы недосчитаемся хотя бы десятка полтора сотрудников.
К сожалению, это не так. Сразу следует оговориться, что структура и название отделов и секторов претерпели против прежней некоторые изменения, так что буквальной аналогии между ними нет. Однако в целом они сопоставимы. Правда, неприятно удивляет некая прямо-таки «китайская» забюрократизированность всей этой «махины» – есть секретариаты, управления, отделы, сектора… есть помощники, специалисты 1-го разряда (второго и третьего почему-то нет), референты… В общем, куча народу.
Но пойдем прямо по списку. Вот руководитель администрации главы и правительства (в справочнике все слова – с заглавной буквы!). Теперь эту должность вместо А.П. Горяинова занял А.И. Гальцин. У прежнего был один референт приёмной, у нынешнего – ДВА.
Постоянное представительство в Москве. Саковича отставили, послали Светлану Смирнову. Было четыре ставки (включая самого постоянного представителя), стало – ПЯТЬ, в том числе две прежних «начальника» (по названию должности) превратились в «первого заместителя» и просто «заместителя». Остальные двое остались «начальниками». Можно предположить, что оклады у «начальника» и «первого заместителя» – существенно разные, да?
На одного советника при Главе стало больше: был давний министр финансов Владимир Бельтюков, а теперь вместо него бывший начальник управления внутренней политики при Волкове Кондаков и некто Цыпленков.
Секретариат председателя правительства пополнился одной ставкой: были один зам, один помощник, четыре референта; стали один зам, три помощника, три референта. Секретариат Гальцина тоже разжился ставочкой – добавился «специалист 1-го разряда».
Скажем честно – где-то и убыло. Так, в секретариате нового министра финансов, Станислава Евдокимова – осталось только две ставки. А у Богатырёва-то было шесть! Правда, и сам Евдокимов – уже не зампред, а всего лишь «член президиума».
Потерял одного «помощника» новый вице-премьер Сивцов. Троих недосчитался зампред Фефилов. Зато пять ставок (вместо одной) теперь в аппарате заместителя председателя правительства Кузнецова – кроме руководителя секретариата, там есть заместитель, два помощника и один референт.
В управлении делопроизводства добавился заместитель. В отделе того же управления – по работе с нормативными документами – вместо «специалиста-эксперта», «ведущего специалиста 3-го разряда» и «старшего специалиста 1 разряда» теперь появились просто четыре «консультанта». Двумя «специалистами 1-го разряда» пополнился сектор комплектования и хранения архивного фонда.
Итого (подведём баланс) против восьми «убывших» – 15 «прибывших». Как-то мало это похоже на «сокращение штатов». А ведь именно аппараты Соловьёва и Савельева, по идее, должны были бы демонстрировать верность провозглашенным принципам.
Если так же занимались «оптимизацией» в министерствах и ведомствах, то понятно, почему об этом помалкивают. Рапортовать-то не о чем.
Наталья Петрова