Вопрос цены продуктов в связи с кризисом и продуктовыми контрсанкциями стал стратегическим – различные ведомства и организации организовывают рейды по магазинам с мониторингом цен. Некоторые продавцы, заподозренные контролерами в слишком быстром и необоснованном повышении цен, уже ощутили на себе работу репрессивного аппарата, пока в виде штрафов. Есть случаи договоренностей власти и продавцов о «заморозке» цен на «социальные продукты». Вопрос репрессивных и жестких регулирующих мер в рыночной экономике и конкурентной среде (а розница одна из наиболее конкурентных отраслей в нашей экономике) оставляет пока больше вопросов чем ответов. Некоторым еще памятны предыдущие попытки заморозить цены – за редким исключением это кончалось дефицитом (если заставить продавца работать себе в убыток – рано или поздно он просто разорится).
Возникает вопрос - а какими еще способами можно снизить цену продуктов? Мы открываем серию репортажей, посвященных ценам на продукты, а именно как их реально можно снизить. Первая наша статья - про стоимость мяса в Удмуртии.
1 мая 2014 вступил в силу «Технический регламент ТС «О безопасности мяса и мясной продукции». «В целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды…» этим регламентом в числе прочего постановлялось, что «убой продуктивных животных должен производиться в специально отведенных для этой цели местах». Под «специально отведенным местом» подразумевается сертифицированная бойня, то есть фактически был введен запрет на забой скота в домашних условиях (с поправкой - для собственного потребления забивать скот пока можно). Во многих регионах фермеры сразу же забили тревогу – в Омске, например, даже провели по этому поводу митинг.
Чтобы лучше понять, чем так обеспокоил фермеров новый регламент давайте рассмотрим на примере. До 1 мая фермеры могли сами забить скотину, предназначенную для продажи, заехать на ветстанцию, где проведут анализ мяса и поставят клеймо, что занимало в среднем около получаса, и сразу ехать на рынок. По новому регламенту им необходимо нанять спецтехнику для доставки живого скота до бойни (а это в иных местах до ста километров) и прождать до вечера (а иногда и до двух суток) когда твой скот забьют по поточной системе бойни. Услуги бойни, конечно, также не бесплатны – для бычка это 5-7 тысяч рублей за голову. К тому же бойня может и «послать лесом», сославшись на занятость (с одной-двумя головами бойни и связываться, как правило, не хотят и предлагают просто выкупить у частника скот по бросовой цене). Удорожание в результате этой процедуры для говядины составляет до 50 рублей за кг – а это практически треть, а то и больше себестоимости выращенного мяса. Печальный результат реформы - для небольших фермерских и частных хозяйств выращивать скот на продажу оказалось делом почти нерентабельным ввиду резко увеличившихся накладных расходов на забой скота. Некоторые пошли по пути нелегальной продажи мяса без анализа на ветстанции (после вступления в силу нового регламента они перестали принимать на анализ скот, забитый в домашних условиях). «Мы можем давать мясо по цене гораздо более низкой, чем сейчас продают на рынке, но новый регламент и монопольные сговоры нам закрывают путь на рынок, а закупочные цены, которые нам предлагают мясокомбинаты просто смешные. Парадоксально, но при выделении огромных средств на развитие сельского хозяйства и растущих ценах на мясо многие вынуждены бросать свиноводство или заниматься этим нелегально. Вот такая забота «О безопасности мяса и мясной продукции», - пояснил нам один из фермеров, пожелавший остаться неизвестным.
Но, как показало время, даже это оказалось не самым страшным последствием. В результате изменения процедуры почти повсеместно появились монопольные сговоры владельцев рынков (или крупных производителей мяса) и скотобоен о том, что скотину, предназначенную для продажи на конкретных рынках, у частников на забой не брать. И, похоже, что Удмуртию тоже не обошло это явление. Подтверждает его слова и предприниматель, более 20 лет занимающийся продажей мяса на рынке. «Еще год назад мы сами осуществляли закуп мяса на продажу. Брали машину и ехали в деревню – забой скота в домашних условиях нам нравился гораздо больше, чем в условиях поточного производства скотобоен и мясокомбинатов, да и само мясо у частника более высокого качества. Частники предъявляли нам справку о регулярном осмотре скота ветеринаром, мы сами видели состояние скота перед забоем, районная ветстанция проводила анализ мяса, а теперь нам просто приходит штампованное мясо с бойни. Те из предпринимателей, кто сам выращивал свинину, вынуждены были уйти с рынка и заняться нелегальной продажей мяса «со двора», минуя ветстанцию, которая отказывается брать на анализ мясо, забитое не на бойне. Бычков пока еще выращивают на продажу, но намного меньше, чем это было раньше. Практически единственным поставщиком мяса на рынок стали комбинаты, объединенные крупным агрохолдингом, который и диктует свою цену. За март месяц они 4 раза пересматривали отпускную цену, которая поднялась в итоге почти на 40%. Из-за этого покупателей все меньше, предприниматели с рынка бегут - более чем в 2 раза сократилось количество работников за последний год. Мы уже и не предприниматели получается, а простые продавцы», - рассказал нам предприниматель.
Интересно, что, например, в соседнем Татарстане Главное управление ветеринарии Кабинета Министров РТ отсрочило до 1 мая 2015 года срок вступления в силу технического регламента и, возможно, будет продлевать его и дальше. Чиновники Татарстана считают, что поспешное введение в силу норм технического регламента могло не самым лучшим образом отразиться на сельском хозяйстве и ценах на мясо. Также поступили и в нескольких других регионах, но не в Удмуртии. Начнет ли работать Правительство Удмуртии в направлении развития конкуренции и реального объективного снижения стоимости мяса или продолжит подыгрывать крупным монополистам, заламывающим цены, – пока непонятно. По крайней мере, публично по этому вопросу никого из официальных лиц не слышно, и на рынках с анализом поставщиков мяса и цен на него пока никого не видели.
Следующий наш материал, посвященный ценам на продукты, будет касаться цен на молочные продукты произведенные Удмуртии.
Клабуков Тимофей