В советское время работа в такси считалась престижной. Оно и понятно - автомобиль тогда считался скорее роскошью, чем средством передвижения. Сообщество водителей такси было профессиональным, дружным, со своими правилами и традициями, попасть в него было не так просто. По мере того, как автомобили становились доступней, таксопарки ушли в прошлое, на смену им пришли диспетчерские службы. Суть диспетчерской службы проста – принять заказ от клиента и передать его водителю, при этом водители набирались буквально с улицы – требованием было лишь наличие автомобиля и рации либо телефона со специальной программой. Это простота приема позволяла снизить стоимость поездки – поскольку желающих подработать в свободное время было хоть отбавляй. Но помимо снижения стоимости поездки это несло и негативную сторону – уровень профессионализма водителей такси упал. Ты буквально мог сегодня сдать на права, а завтра работать в такси. Все чаще начали появляться случаи ДТП с участием такси, возросло количество конфликтных ситуаций, водители такси ни налогов, ни пенсионных сборов не платили.
Ситуацию был призван изменить Федеральный закон № 69, который устанавливал правила пассажирских перевозок в такси. Вводилось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Согласно закону, получить разрешение могло только юридическое лицо или ИП, к водителям и автомобилям предъявлялись конкретные требования. После принятия закона часть водителей оформили статус индивидуального предпринимателя, привели автомобили в надлежащее состояние, часть просто ушли с этого рынка. Как это обычно бывает у нас в стране - первое время исполнение закона тщательно контролировалось, водителей показательно штрафовали, проводились рейды. Но время шло, в закон вносились многочисленные смягчающие поправки, штрафы не росли и «бомбилы-нелегалы» начинали появляться снова.
Чтобы узнать, как в Удмуртии контролируется исполнение ФЗ №69, а также получить комментарии по поводу количества «нелегалов», мы связались с Миндортрансом. К сожалению, от пресс-секретаря нам удалось выяснить лишь то, что в Ижевске выдано около 13000 лицензий на перевозки, а найти специалиста, который бы дал нам более обширную информацию нам не удалось – нас послали... изучать ФЗ №69. Хорошо, подумали мы, обязательно изучим. А пока предлагаем Вам интервью у собственно того, кто работает в такси и видит ситуацию изнутри. Лексика автора сохранена в оригинале.
Редакция Скажите, давно работаете в такси?
Т Я уточню вопрос, вообще в такси или конкретно в (номер такси)?
Редакция И то и другое.
Т Таксистом, либо частным извозчиком, работаю с 95 года, скоро 20 лет как будет.
Редакция Нас сильно интересует, как обстоит вопрос с лицензиями, по закону у деятельности такси.
Т Могу я выразиться некорректно?
Редакция Ну, если что, сделаем дубль два.
Т 90% водителей хр@@ на это разрешение поставили.
Редакция Это для вас хорошо или плохо?
Т Совсем без разницы. На мою работу не повлияло никак.
Редакция И полиция не создает проблем?
Т Так как мы все ездим по конкретным заказам, да и половина клиентуры по рейсу уже знакомая, то знаки на себя часто не вешаем. Если останавливают, на всякий случай коммуникатор выключают. Но это на всякий случай, у меня на памяти за последний год не было случая, чтобы за это кому-то из знакомых прилетало. Даже более того, сколько вожу, а это моя основная работа, за год ни разу не спрашивали про лицензию даже тогда, когда был при знаках. Новичку всегда «инструкцию по безопасности» прочитают опытные.
Редакция А как ведут себя те, кто лицензию оформил по отношению к тем, кто «бесправный»?
Т Некоторые парни вполне себе нормально. А некоторые злые, кто-то уходит из фирмы, кто-то даже, были вот случаи, в органы пишет письма о нелицензированных извозчиках.
Редакция Как себя ведет фирма, которая дает информацию в коммуникатор?
Т Хочешь, оформляй себе ИП и лицензию, не хочешь — работай так. Главное взнос уплатить. Определенный контроль со стороны конторы есть, но там скорее претензии к чистой машине, опрятности таксиста, чтоб умел говорить по-русски.
Редакция Вот много жалоб есть как раз на таксистов не нашей национальности.
Т - Ой, Сталин тоже кавказцем был. Тут не в одной национальности дело, везде есть люди хорошие, но если клоните к этому вопросу, то я считаю, что функции по отбору таксистов должна в основном вести фирма. Есть те, где критерий есть, есть такие, где только деньги считают.
Редакция Есть много частников, которые на фирме не работают. И там, по отзывам клиентов, такой разнобой встречается.
Т Ну а полиция-то их тоже не проверяет, о чем я минут 10 назад говорил. Закон по лицензированию не исполняется. Говорил я со своим постоянным клиентом, юристом, он правильную вещь сказал. Закон ввели, а как его исполнять? Вот остановили человека, шашек нет, признаков таксиста нет, на машину документы в порядке, пассажир говорит: "Меня товарищ в бильярд везет». Дальше-то что? В конечном счете потребитель сам решит, звонить ему по телефону, например, ххх-ххх, или рисковать на улице идти к частникам.
Редакция Ладно, тогда хотелось бы другой вопрос. По деньгам скажете?
Т А я холостой, мне от жены прятать не надо.
Редакция Сколько стоит съем машины?
Т Не отвечу, всегда ездил только на своей. Беру рабочую лошадку, чтобы красиво, долговечно и недорого. Вот Лачетти, который у входа стоит. — мой рабочий.
Редакция Заработок и расходы интересуют.
Т Расходы: коммуникатор, вот вовремя мне товарищ с Китая заказал новый, и взнос в такси 1000 за смену. Прибыль, если работать в свободном графике, опять же, я холост, 20-30000 «чистыми» в месяц. Но я по городу работаю очень мало, у меня и постоянная клиентура осталась. и новая по системе «мост». Если ездить по межгороду, то 50-60 в месяц будет.
Редакция Налоги?
Т Вот после каждого извоза несу в налоговую (сарказм). Это никак не учесть. Я же для закона просто водитель и товарищей вожу, пара моих «бизнес-клиентов», с которыми в пути лет 8, уже действительно товарищи.
Редакция Сами лицензию не хотите получать?
Т Хотел все сделать дважды за этот год, но... Мне уже почти 50. На чтении процедуры о том как ИП оформить и сколько бумаги собрать, я сломался. В этом, кстати, и проблема текущего закона тоже.